Выступление председателя РОО «СФК» Даринова А.К. на съезде 12 февраля 2016 года

with Комментариев нет

(Слайд №1)

Уважаемые участники съезда, гости и приглашенные.

Наша встреча проходит в непростые времена.

Сложная экономическая ситуация обнажила проблемы сырьевой экономики Казахстана. Диверсификация, к чему неоднократно призывал Глава государств, за эти годы так и не была проведена.

Наша отрасль обладает потенциалом роста, способным вытянуть экономику страны. Но для этого усилия государства, финансы, прогрессивные идеи и инициативы должны быть направлены на реальную поддержку товаропроизводителей на селе.

Настало время системных реформ.

Но реформы должны обсуждаться и разрабатываться госорганами только с участием общественных организаций, независимых экспертов, а главное – в их разработке должны участвовать те люди, кому завтра по этим реформам жить и работать.

«Кабинетные реформы» разрабатываются людьми пусть и с богатым опытом в госслужбе, но с ограниченным «внутриведомственным мировоззрением».

Приведу несколько примеров.

Актуальная тема – приватизация земель. Предполагается, что фермеры будут эффективнее использовать землю, вкладывать больше денег в развитие хозяйств. Кроме за счет приватизации пополнится бюджет.

О необходимости приватизации президент заявил только в мае прошлого года, а уже осенью Министерство национальной экономики отправило законопроект на обсуждение в Парламент.

(Слайд №2)

Да, Союз фермеров саму идею приватизации земли поддержал, однако настаивал на всестороннем изучении вопроса. Мы и разработчиков, и депутатов парламента не торопиться, провести качественный анализ, общественные дискуссии, разъяснительную работу и только потом вносить изменения в земельное законодательство. Но, тщетно.

После поручений Главы государства казахстанское правительство, как подросток, только что достигший половой зрелости – желания зашкаливают, но опыта нет. Отсюда и скорострельность.

Я говорю сейчас об опыте проведения кардинальных реформ.

Не буду вспоминать 90-е годы. Но в начале двухтысячных при проведении земельной реформы, правительство уверяло, что в стране будет запущен цивилизованный рынок земли, что она будет пущена в оборот. То есть примерно то же, что говорили нам и в прошлом году.

Всё это осталось обещаниями.

Лучшие земли достались либо спекулянтам, либо искусственным латифундистам. Где гарантии, что это не повторится снова?! Без разработки прозрачных инструментов приватизации мы рискуем погрязнуть в бюрократии и коррупции.

(Слайд №3)

По задумке разработчиков, фермеры должны были выкупить землю за один год!

То есть за предыдущие годы государство реализовало 1,2% земель сельхозназначения. Каким образом чиновники намеревались продать остальные 98,8% земель за год, лично для меня большая загадка.

Ещё большая загадка, где фермеры возьмут 500-600 млрд тенге, необходимых для покупки земли?

Изначально государство через финансовые институты намеревалось выделять фермерам займы под 3% годовых, однако позже этот предложение было удалено из проекта. Возможно, государством ещё будут предложены какие-то льготные инструменты приватизации. Союз фермеров Казахстана активно будет этому способствовать.

Пока очевидно лишь одно – оторванность чиновников от реалий казахстанского села. В таких ситуациях я призываю чиновников прислушиваться к внутреннему голосу разума, который исходит от Союза фермеров Казахстана.

 

Проблема в том, что нелепые законы и нормативы в нашей стране принимается быстро и незаметно, а чтобы их отменить уходят не то что месяцы, а годы!

Приведу конкретный пример.

Чиновники из Минэкономики думают, что фермеры на гусеничных тракторах «таксуют» на улицах городов.

Чем ещё объяснить, что гусеничная техника не была включена в реестр с\х техники? Из-за этого аграриям приходится платить налог за гусеничные трактора, как за легковое авто. На самом деле их просто забыли включить. Но в случае не оплаты, налоговая насчитывает десятки, а иногда и сотни тысяч тенге штрафов и пени.

Казалось бы, это пустяковый вопрос. Он должен бы решиться максимум на уровне приказа профильного министра, но только не в Казахстане!

Закаленных работать в условиях резко-континентального климата отечественных аграриев ежегодно не перестает пугать лишь один катаклизм – казахстанская бюрократия.

Уже не первый год, фермеры страны пишут письма, приводят расчеты. Дошло до обращений к премьер-министру страны. Результата пока нет. На прошлой неделе Министерство сельского хозяйства, по нашему предложению, направило очередное письмо в Министерство национальной экономики, с тем, чтобы гусеничную технику все-таки включили в реестр.

В 2015 году, в стремлении обложить всё бОльшими налогами аграриев, государство получило небывалую урожайность абсурда.

Чего стоит только идея с ограничением, а по сути, с запретом, заниматься иной деятельностью для фермеров, работающих по Единому земельному налогу (ЕЗН). То есть если фермер занимается ещё чем-то кроме производства продукции – он не подпадает под специальный налоговый режим и обязан перейти на общеустановленный. К слову, по общеустановленному режиму КХ не имеют 70% скидки, как юридические лица.

Но иногда фермеры в селах единственные, кто имеет технику для очистки дорог от снега или подвоза питьевой воды. Ветеранам, пенсионерам помочь или школе. А, например, если фермер имеет свою мельницу – он должен снабжать её своим же зерном. В случае, если своего зерна недостаточно, и он закупил его у другого агрария, то обязан вести раздельный учет иначе лишиться права работать по СНР.

К примеру, в такой ситуации оказалось КХ «Успеновское» из Костанайской области, которое выпекает хлеб и реализует по фиксированной цене. В день около 10 тысяч булок социального хлеба. Однако, в неурожайные годы своей муки пекарне не хватает. Если раньше можно было печь хлеб из покупной муки, то теперь стоит выбор, переходить или не переходить на общеустановленный режим, что невыгодно из-за возрастающей налоговой нагрузки. Или же останавливать пекарню и мельницу до получения пшеницы нового урожая на своих полях. Но это значит лишить заработка в общей сложности 62 человека и их семьи, что резко негативно отразится на социальной обстановке.

Кроме того, в налоговом кодексе прописан максимальный оборот для КФХ размером 59 млн тенге. Я думаю все понимают, что если у фермера 2 тысячи гектар, то при урожайности 7-8 центнеров, он уже превысит.

С высоких трибун мы слышим укор, что сельский бизнес работает в тени и якобы всё новые и новые налоговые новшества его из тени выведут.

Не выведут!

По той простой причине, что это тень абсурда государственного масштаба.

Союз фермеров «бил в колокола» неоднократно направляя в Министерства и НПП письма с просьбой решить эти вопросы, однако изменения в Налоговый кодекс не внесены. На совещании у министра сельского хозяйства 5 февраля было решено, по нашему предложению, повторно направить в Министерство национальной экономики предложения по изменению Налогового кодекса в части раздельного учета и максимального оборота для КФХ.

Хотелось бы отметить, что во всем мире отрасль АПК является дотационной. В Казахстане на разных уровнях госорганы заявляют, что вся отрасль АПК вместе с сельхозпереработкой платят всего 25-30 млрд. тенге налогов ежегодно. Если вы помните, Жамишев, будучи министром финансов об этом де говорил. В масштабах страны – это «копейки», но сколько людей сидит и получает зарплату, чтобы эти копейки посчитать и начислить в доход государства? А сколько времени и нервов на это уходит у налогоплательщиков, то есть нас — фермеров?

На заседании правительства 03 февраля Союз фермеров предложил приостановить действие «Правил рационального использования земель», пока не будут устранены явные, некорректные нормы в этом документе. На практике это выливается в какие-то абсурдные совершенно вещи. Приведу несколько примеров.

Государственные лаборатории проводят проверки земель, не уведомляя самих фермеров, как того требует закон и элементарный здравый смысл! На основании этих, мягко говоря, незаконно собранных данных, уже прокуратура и земельные инспекции наказывают и штрафуют аграриев за ухудшение плодородия, в частности уменьшения содержания гумуса.

Так, например, ТОО «Железнодорожное» из Костанайской области, десятки фермеров Шортандинского района и ТОО «Журавлевка» Буландинского района Акмолинской области… таких примеров можно привести много. Эти фермеры здесь в зале присутствуют.

После этих примеров, невольно напрашивается вывод, что «Правила рационального использования земель» писались при нерациональном использовании головы.

В то де время, авторитетный эксперт-почвовед с многолетним стажем Владимир Бобров открыто сказал в своем интервью журналу «Агросектор» в декабре 2015 года, что ряд требований этих самых Правил неосуществимы в принципе и наказать по ним могут абсолютно любое хозяйство в стране. При желании.

По его словам почвовед агрохимической службы всегда сможет выбрать такое место залегания почвенного разреза, что в сравнении с предыдущими показаниями будет зафиксировано уменьшение того же гумуса, что приведет к административному наказанию, то есть штрафу.

Более того, по словам ученого в правилах кроется немало «подводных камней». Например, нигде в Правилах не прописано в какой месяц, в какое конкретно время, при каких погодных условиях брать пробы почвы, в каких условиях, буквально в какой таре эти пробы хранить. Всё это сильно влияет на результаты анализа. И это лишь несколько примеров.

В целом, мнение ученого во многом совпадает с мнение фермеров-практиков, которые уже на деле столкнулись с произволом со стороны госорганов, о чем и предупреждал Бобров. В своем интервью он говорил, что цитирую: «Применение административных санкций вплоть до принудительного изъятия земель у производителей сельхозпродукции за их нарушения, по-моему, является преждевременным и несправедливым». Конец цитаты.

Мы считаем, что необходимо приостановить действие Правила рационального использования земель, пока не будут разработаны и внесены изменения. Чтобы были четко, по полочкам прописаны процедуры отбора образцов, вся методология должна быть расписана буквально пошагово. Для этой работы необходимо привлечь действительно авторитетных экспертов, ученых и практиков.

Да, сегодня мы видим нацеленность государства на поддержку не сырьевых отраслей и в первую очередь, сельского хозяйства. Благодаря этому, кредитование отрасли за последние пару лет удвоилось. С одной сторон это радует – государство не оставляет отрасль без внимания. С другой стороны, это говорит о том, что в государстве не создан реально работающий рынок, что сельскохозяйственная отрасль Казахстана малопривлекательна для инвесторов.

Об этом же говорят и международные эксперты. В рейтинге конкурентоспособности Глобального Экономического Форума, а это очень авторитетная организация, по такому показателю, как «обременительность аграрной политики» за 2 года мы скатились с 40 на 70 место.

В условиях жесткого дефицита средств в экономике, эти цифры объяснимы. Несмотря на то, что условия кредитование банками в 2015 году ужесточились, кредитование АПК растет:

(Слайд №4) 

Большой вклад в рост кредитования вносит именно государство. То есть государство выделяет деньги КазАгро, далее холдинг дает эти деньги банкам, участвующим в программе фондирования или кредитования АПК, а банки в свою очередь выдают кредиты фермерам.

Однако, тут хотелось бы уточнить, что сельскохозяйственная отрасль в общем объеме кредитования банками занимает не более 3-5 процентов, тогда как, например, сфера торговли – около 20% (по данным НБ). Это, во-первых.

Во-вторых, возникает справедливый вопрос: Какую часть этих кредитов получают крестьянские хозяйства, то есть мелкие сельхозтоваропроизводители?

(Слайд №5)

Вот, если вы видите оранжевая линия – это и есть доля кредитов, полученных крестьянскими хозяйствами и другими физлицами.

Да, и среди членов СФК есть юрлица, причем немалые, но посмотрите насколько велик разрыв между мелкими фермерами и крупными формированиями?! Доля КФХ около 2-3 процентов!

А ведь здесь практически нет рядовых сельчан, которые на своих подворьях производят 42% сельскохозяйственной продукции. А по таким продуктам как мясо и молоко – 70-80% продукции.

Но при этом личные подсобные хозяйства, практически, не получают субсидий и не имеют никаких привилегий.

Важно отметить: в сложные годы, когда просроченная задолженность зашкаливает, государство подключает программы рефинансирования и финансового оздоровления. То есть, для того чтобы помочь мелким фермерам, оказывается, много денег и не нужно: 10-15 млрд. тенге и вообще все кредиты крестьян можно закрыть, а не только проблемные.

На расширенной встрече в НПП с участие Президента РК, глава государства открыто заявил, что только 4 агрохолдинга задолжали государству 800 млрд. Это было в 2014 году. Но уже через год ситуация повторяется – государственные деньги снова идут к тем же самым должникам. По факту 95 % этих средств получили 10-12 крупных агрохолдинга и аффилированных с ними предприятий. Тогда о какой государственной поддержке мелкого и среднего крестьянского хозяйства можно говорить?

Но вот ещё один интересный слайд:

(Слайд №6)

В 2015 году денег по этой программе было меньше, поэтому в процентном соотношении мы видим рост, но в абсолютном – количество хозяйств, которым была оказана помощь сократилось более чем в два раза!

По стране более 170 тысяч работающих фермеров, а за два года оздоровили всего 152 крестьянина!

Союз фермеров Казахстана считает, что механизмы финансового оздоровления и льготное кредитование – все те инструменты поддержки, где присутствуют государственные деньги, должны быть максимально прозрачными.

Впереди непростые времена и каждый бюджетный тенге должен быть на счету. Списки всех компаний и хозяйств, кто получил помощь от государства должны быть опубликованы на сайтах ведомств и в СМИ. При этом нельзя здесь ссылаться на коммерческую тайну. Нельзя прикрываться коммерческой тайной от налогоплательщиков, чьи деньги ты получаешь руками государства.

Только когда будет прозрачность, мы будем видеть, почему ежегодно тратя десятки миллиардов тенге на оздоровление и поддержку одних и тех же хозяйств, мы все никак их не поддержим и не оздоровим?! Стоит ли, в принципе, помогать тем крупным холдингам, кто вывел часть своего бизнеса за границы нашего государства, а здесь получает субсидии и дотации?!

Чтоб этих вопросов не возникало и нужна прозрачность.

Выступая с ежегодным посланием, глава государства особо остановился на работе национального холдинга КазАгро.

(Слайд №7)

Слова главы государства, как нельзя кстати, подтверждают позицию Союза фермеров Казахстана, а также ситуацию с кредитованием банками аграрного сектора.

В этом месте хотелось бы процитировать слова депутата 5 созыва Мажилиса Омархана Оксикбаева, недавно озвученные в СМИ (газета «Караван» от 14 января 2016 года). По его словам, сегодня производство в стране кредитуется только за счет денег, выделенных из Нацфонда, при этом часть процентов компенсируется опять же государством:

Цитирую:

«Примечательно, что эти деньги до конца не осваиваются. В первую очередь по причине бюрократии. Банки очень придирчиво относятся к залоговому имуществу, активы на 100 миллионов тенге оценивают в 20–30 миллионов. Такого понятия, как доверие к заемщикам, у наших банкиров просто нет. Хотя, например, в Германии, если у заемщика хорошая кредитная история – несколько успешно погашенных кредитов в прошлом, ему могут выдать новый заем без залога. К этому должны стремиться и наши банки».

Как считает Оксикбаев, в «этой сфере надо как можно скорее наводить порядок. Наши банки второго уровня очень сильно коррумпированы. Они если и кредитуют, то только свои аффилированные компании. И все те 20–30 процентов накопленных невозвратных кредитов в ссудном портфеле как раз и выданы таким аффилированным компаниям, выведены в офшоры и присвоены».

При этом, Омархан Нуртаевич, подчеркивает, что как только возникают проблемы, банки «идут с протянутой рукой к государству». Таково мнение Омархана Оксикбаева, в прошлом, секретаря Совета безопасности, а кроме того, напомню, что он почти 10 лет возглавлял Счетный комитет РК.

Думаю, мнение такого человека нельзя не учитывать. Что касается холдинга «КазАгро», то Союз фермеров Казахстана надеется, на большую прозрачность и публичность в его работе.

Союз фермеров Казахстана не имеет ничего против поддержки банковского сектора страны государством, но почему это нужно делать через КазАгро – задача которого развитие сельскохозяйственного сектора?

Займы банкам были бы логичны, если бы все эти средства шли в нашу отрасль, но мы этого не видим из-за закрытости информации, поэтому и не можем оценить эффективность их использования.

Хотел бы привести ещё один пример. После критики Главы государства, государственный холдинг «Самурк-Казына» проводит приватизацию и оптимизацию своей структуры. Когда-то в ней было больше 700 компаний из множества ступеней, то есть холдинг, его «дочки», «внучки», «правнучки» и так 9 поколений. После процедуры приватизации и оптимизации, в холдинге останется 200 компаний и 3 ступени. При этом, как доложил главе государства председатель Самрук-Каызны Умирзак ШУКЕЕВ, за счет приватизации и оптимизации структуры холдинга будет сэкономлено как минимум 2,3 триллиона тенге. Масштабы впечатляют! И эти средства можно было бы направить на развитие АПК.

Сегодня, из-за ориентированности банков на крупные хозяйства, именно национальный холдинг, через свои финансовые институты и программы должен поддержать фермеров средней руки и малые, семейные фермы.

Тем более такой опыт есть. Около 70-75% получателей средств КазАгро, которые идут через микрокредитные организации, через Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства, через программу «Сельский кредит» является именно малый бизнес на селе. У нас с руководством КазАгро сложились доверительные отношения, тем более господин Малелов недавно возглавил холдинг. Критика президента не была адресована лично ему, а в целом сложившейся системе работы. Мы недавно встречались, обсуждали как нам разработать финансовые продукты и, думаю то что мы вместе обсуждали мы реализуем в жизнь.

Именно малые хозяйства способны обеспечить экологическую чистоту продукции, проявить гибкость в поисках ниши для сбыта, а в перспективе и выйти на экспорт продукции.

Сегодня в казахстанских селах в 4 раза больше людей, получающих доход меньше прожиточного минимума, чем городах. Это около 1,7 долларов США в день. Согласно международной классификации – это называется нищетой. На селе проблема обнищания населения стоит более остро, чем в городах. По данным Всемирного банка, в мире 78% нищих людей проживает именно в сельской местности.

Если говорить о Казахстане, это подтверждает и тот факт, что, например, в Южно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областях самый большой процент населения среди регионов, расходы которого ниже прожиточного минимума. И именно в этих областях самый высокий процент сельского населения.

Сегодня в аулах менее 20% населения обеспечены водопроводом, только 0,6% — горячим водоснабжением, только 16% — канализацией, менее 8% — душем или ванной, только 22% — сетевым газом. Около 70% сельских населенных пункта, не имели по последним данным, постоянного транспортного сообщения.

Да, во всем мире наблюдается процесс урбанизации – люди едут в города, однако разрешить проблему обнищания населения можно и нужно через решение проблем села. Низкая производительность, недоступность финансирования, коррупция на местах, бюрократия, отсутствие транспортного сообщения и другие проблемы может решить лишь мобилизация сельского бизнеса и системная государственная поддержка.

Государственные программы социальной поддержки необходимо привязывать к селу. Причем расходы по этим программам не списывать в качестве безвозвратных расходов бюджета, а рассматривать как инвестиции, то есть средства которые завтра вернуться в бюджет в двойном-тройном размере.

Сегодня Союз фермеров Казахстана разработал ряд проектов. Один из которых на сумму 2,5 млрд. тенге на 5 лет. Мы намерены отправить проект в Администрацию президента, обговорим проект с Национальной палатой предпринимателей.

За эти годы мы обязуемся улучшить статистику, создать реальные рабочие места, создать сильную службу информационной поддержки сельского бизнеса и службу юридической помощи фермерам. Внести свою лепту во искоренению коррупции и бюрократии. Реальных результатов можно и нужно добиваться в короткие сроки и не за такие масштабные деньги, какие сегодня расходуются государством.

Уже который год Союз фермеров Казахстана поднимает вопросы кадрового обеспечения на селе. В северных районах страны, в выпускных классах сельских школ иногда по 1-2 ученика. Кто завтра будет работать на земле, если эти немногочисленные выпускники уедут в города устраиваться на работу? Сейчас на селе сложно найти хорошего пастуха, не то что механизатора или бухгалтера.

Союз фермеров Казахстана считает, что государственная поддержка развития, расширения личных подсобных хозяйств на селе должна стать ключом к решению задач кадрового обеспечения. Если личные хозяйства нарастят поголовье скота и птицы, молодежь сама вернется в село, а значит будет выбирать для обучения профессии, связанные с сельским хозяйством.

(Слайд №8)

При всей критике мелкотоварности производства в ЛПХ, но как бы это парадоксально не звучало: Если мы не решим вопрос с развитием личных подсобных хозяйств, семейных ферм, Казахстану не решить вопрос импортозамещения и экспорта продукции.

Да, ситуация непростая и государство становится её заложником. С одной стороны, давит дешевый импорт извне, с другой – отечественные производители, которым нужно сбывать неконкурентоспособную, по себестоимости, продукцию. Сегодня эта дилемма усугубляется ещё и падающей покупательской способностью нашего населения.

Выход в развитии логистики, упрощения закупочных механизмов, развитие местных рынков, в производстве органически чистой продукции, спрос на которую растет из года в год. Если этот спрос будет покрываться и за счет кооперирования мелких хозяйств в большие кооперативы – это станет залогом успеха. Так как имея огромный потенциал, мы продолжаем завозить импортные продукты и товары.

К примеру, в прошлом году внешнеторговый оборот уменьшился относительно 2014 года почти на 40%. Это только по цифрам за 11 месяцев. Но что более важно – если экспорт снизился на 42%, импорт – только на 26%. При этом 1/10 часть импорта приходится на продукты питания.

Это говорит о том, что мы продолжаем тратить огромные средства на поддержку производителей других государств, в том числе столь отдаленных, как Парагвай, Бразилия, Аргентина, США, Швеция и так далее.

(Слайд №9)

Поэтому, вопрос кооперирования – это вопрос выживания казахстанского села. Так мы, фермеры, будем иметь больше шансов на финансирование, на расширение рынка сбыта продукции, иметь более выгодные условия закупа техники, оборудования и химии, на правовую защиту.

Члены Союза фермеров Казахстана планируют зарегистрировать несколько крупных кооперативов в Астане и в регионах. Уже ведется работа, переговоры с рынками, торговыми сетями о выделении мест для реализации мясной, молочной и другой продукции. Изучаем вопрос установки специализированных «бутиков», отделов в Астане, для продажи продукции фермеров.

То есть работа началась и успех ее зависит от нас, от государственных органов, НПП, если мы все будем «бить в одну точку».

Почему я так говорю? Просто коротко добавлю, пример. Есздили когда по регионам нам все говорили, что бесполезно в тот же «Шапагат», что там все «схвачено», но эти вопросы решаются, и думаю мы о результатах работы расскажем вам совсем скоро.

Создание сельских производственных кооперативов новой формации, ни много ни мало, означает переход на новый, более прогрессивный уклад жизни на селе. На который давно перешли в развитых странах. Кооперация выгодна всем: и крестьянам, и финансовым институтам, и государству.

Итоги работы СФК за 2015 год

В каком-то смысле, наше объединение – Союз фермеров Казахстана, это тоже кооператив, и весьма показательно, что мы за годы работы добились достаточно высоких результатов. Об этом говорят на районных, областных конференциях как фермеры, так и представители местных властей.

Помните, мы когда-то в гостинице проводили съезд. Вот уже Асылжан Сарыбаевич четвертый год участвует, отвечает на все вопросы – спасибо ему за это. Там было около 200 делегатов. Потом мы перешли в здание МСХ – там собиралось 230 фермеров, а сегодня уже собралось 320 делегатов с регионов. Мы растем и будем расти дальше.

Если в прошлом году Асылжан Сарыбайулы спрашивал, сколько у вас фермеров. Так вот тогда нас было 6 тысяч, потом с ЮКО нам обещали, что 5 тысяч вступит. Немножко не дотянули – вступило только 4 тысячи, и сегодня я докладываю, что нас уже более 10 тысяч фермеров.

В прошлом году, к примеру, частично был решен один из самых больных вопросов – пробелы в Правилах количественно-качественного учета зерна. На встрече в Костанае, глава ТОО «Иволга Холдинг» Василий Розинов пошел навстречу СФК и сдержал слово – на хлебоприемных предприятиях, входящих в холдинг в договорах была установлена единая влажность в 14%. Помните, мы в 2013 году в правительстве поднимали вопрос, что элеваторы на нас наживаются. Поддержал нас министр сельского хозяйства и эти вопросы практически решены. То есть позднее, базисные показатели влажности, зерновой и сорной примесям были введены приказом министра в публичный договор, то есть на всех ХПП и элеваторах страны. Ранее, только из-за «игры» данным показателем со стороны элеваторов, фермеры теряли сотни, тысячи тонн своего хлеба.

Союз фермеров принимал активное участие в обсуждении законопроекта «О сельскохозяйственной кооперации» благодаря чему многие пробелы и разногласия удалось разрешить. Вы все об этом знаете.

Кроме того, в 2015 году Союз фермеров Казахстана очень качественно провел традиционные районные и областные конференции, на которых в общей сложности участвовало более 9 тысяч человек. Так же представители СФК принимали участие в многочисленных встречах, совещаниях в Министерстве сельского хозяйство, КазАгро, НПП, в нескольких заседаниях у премьер-министра и так далее.

Как член президиума НПП и как ассоциированный член НПП, я докладывал о нашей работе. Поэтому я повторяться не буду. Единственное, ваши замечания, что на местах в районах представители НПП не уделяют внимания, и даже не присутствуют на собраниях, об этом я доложил Аблай Исабековичу, даже написал записку. Я думаю сегодня в комментариях руководство нацпалаты доложит об этом. Мы хотели бы более системно подойти. Вот есть на местах по 2-3 человека от НПП, а Союз фермеров на общественных началах организовывают такую большую работу по подготовке к съезду, например, совместно с местными исполнительными органами, с МСХ РК. Еще раз повторю – на общественных началах. В Нацпалате сидит по 2 человека, зарплату получают, компьютеры есть, офисы есть – это же все нужно использовать. Я вам неоднократно говорил, теперь еще раз с трибуны съезда повторяю. Почему? Потому что если вы на местах не будете подходить – то это будет уже наша вина.

Наверное, одно из ключевых достижений СФК в ушедшем году – сохранение финансирование ВПР Продкорпорацией, путем форвардного закупа пшеницы под гарантию СПК. Однако, этот механизм будет работать только весной 2016 года.

Далее, финансирование ВПР будет идти уже через кооперативы. Мы настаивали на том, что в 2016 году необходимо сохранить уже отработанный механизм, так чтобы у фермеров не возникли сложности с проведением посевной этого года. Спасибо Министерству сельского хозяйства и конкретно Асылжану Сарыбаулы, за положительное решение данного вопроса.

Однако, нам – фермерам необходимо понимать, что без единения, без создания кооперативов мы не сможем отстаивать свои интересы в будущем. К примеру, члены СФК всерьез рассматривают приватизацию некоторых объектов Продкорпорации, чтобы иметь свои мощности по хранению и обработке зерна. Предложение в КазАгро мы направили. Оно обсуждаемо, оно может корректироваться. Асылжана Сарыбайулы мы также поставили в известность.

Вот для ознакомления протокол заседания Центрального совета СФК, где практически все поднятые нами вопросы были решены положительно. Министр сельского хозяйства поддержал предложения Союза фермеров Казахстана, в части изменения правил субсидирования приобретения гербицидов и ядохимикатов, и теперь субсидии будут выплачиваться только тем компаниям, которые поставляют гербициды в тенге, без привязки к доллару. Были решены вопросы в части инвестиционного субсидирования при приобретении техники и оборудования, по вопросам фитосанитарной отчётности и некоторым вопросам налогообложения. Оговорены конкретные сроки и ответственные лица, так что уверены, что эта работа даст свои плоды.

Своим сегодняшним выступлением, я от имени Союза фермеров Казахстана хотел бы сказать самое главное. В сложных экономических реалиях, многократно возрастает ответственность каждого из нас за принятые решения. В первую очередь это касается эффективности государственных программ и бюджетных затрат.

Я думаю, что привел достаточно конкретных примеров из жизни рядовых фермеров, которые показывают, насколько абсурдными бывают нормативы, принятые в высоких кабинетах, людьми пусть и с солидным государственным стажем, но без должного опыта, практики и знаний сельскохозяйственной отрасли и жизни села.

Сегодня на селе проживает в 4 раза больше социально уязвимых граждан, чем в городах. Их проблемы – это проблемы всего государства. Потому что именно село кормит нашу страну.

Если мы критикуем, то предлагаем конкретные пути решения. У нас нет запасных аэродромов заграницей, нет счетов в иностранных банках. Мы простые фермеры, ежедневно с утра и до поздней ночи проливающие свой пот здесь, на нашей общей земле.

Добавить комментарий