Фермеры из Шортандинского района Акмолинской области могут оказаться ответчиками в суде по иску прокурора района. Представитель надзорного органа просит суд взыскать с двух фермеров 50 млн. тенге в пользу детского дома. Как считает прокурор, обращение фермеров за помощью к акиму области изрядно подпортило его деловую репутацию.
Алихан КЕНЖЕ
В Союз фермеров Казахстана обратилось несколько фермеров из Шортандинского района. Фермеры считают, что их незаконно могут лишить земли. Всё из-за якобы нарушения закона о рациональном использовании земель.
О том, что они имеют проблемы с законом, фермеров предупредил лично прокурор района Жанибек АКБАР, причем сделал это, вызвав к себе в кабинет прямо с полей безо всяких официальных уведомлений и повесток. После чего, опять же со слов фермеров, прокурор пригрозил им, что в случае игнорирования требований по рациональному использованию земель, эти земли будут изъяты в пользу государства, а потом реализованы через аукцион. Более того, им пригрозили административным делом и крупным штрафом. Об этих своих бедах они и написали на имя акима области Сергея Кулагина, назвав происходящее не иначе как «рейдерством районного масштаба».
Фермеров понять можно – никаких официальных бумаг и уведомлений относительно проверок плодородия их земель от госорганов они не получали, на результаты которых и ссылался прокурор района.
Агрохимическое обследование почв было проведено лабораторией ГУ «Республиканский научно-методический центр агрохимической службы», подведомственной минсельхозу. Как позже выяснилось, действительно никаких уведомлений данная служба фермерам не рассылала, проводила обследование без участия собственно самих аграриев. Но это не помешало надзорному органу начать давить на фермеров со ссылкой на закон и поручение вышестоящего руководства, то есть областной прокуратуры, данное в июле 2015 года. Видимо для большего веса, в исковом заявлении прокурор района отмечает, мол, указанная проверка проводилась по заданию Генеральной прокуратуры в соответствии с планом работ на 3 квартал 2015 года.
Самое нелепое в этой ситуации, что содержание гумуса в почве областные чиновники требовали поднять за 3 месяца! Вот так вот просто взять — и в ходе уборочной залить поля минеральными удобрениями?! Как себе это представляли чиновники, понять сложно, видимо, для них главное закон и поручение начальства, хотя о такой мелочи как обязательное уведомление собственника земли почему-то забыли, как в Республиканском научно-методическом центре агрохимической службы, так и в самом проверяющем органе.
Сегодня госорганы пеняют друг на друга. Хотя, в Министерстве сельского хозяйства официально признали, что лаборатория слегка перестаралась с обследованием почв и «по итогам служебного расследования был наказан (объявлен выговор) Руководитель полевой группы проводивший полевое исследование». То есть факты нарушения действующего законодательство при проведении обследования полей налицо. Возникает другой вопрос: могут ли прокурор или государственный инспектор по охране земель ссылаться на результаты обследований, которые были проведены с грубым нарушением закона? Оказывается, что могут, и ссылаются, и выписывают штрафы.
— Теперь, фермерам предстоит защищаться в суде в качестве ответчиков по иску прокурора, кроме того им надо в судебном порядке признать незаконными результаты того самого обследования и штраф в размере 40 МРП, а это около 80 тысяч тенге. Если они в судебном порядке этого не сделают, то им грозит огромный штраф — 290 тысяч на каждый гектар, а впоследствии и изъятие земли. В лаборатории признали, что они вообще никогда подобных уведомлений не рассылали никому! То есть практика уведомления фермеров о планируемом обследовании их земельных участков отсутствует. В таком случае как фермер может быть уверен, что обследование происходило именного на его земельных участках. Таким образом, госорганы сами не знают и не исполняют требований закона, но проблемы из-за этого возникают у простых фермеров», — говорит юрист Союза фермеров Казахстана Омирбек КУШЕКБАЕВ.
Если смотреть на данное недоразумение шире, то ситуация становится ещё более занятной. Автором законопроекта по рациональному использованию земель является самое аграрное ведомство в Правительстве РК – Министерство национальной экономики. Если следовать логике авторов инициативы, то за низкое содержание гумуса в почве фермеры должны либо платить немалые штрафы, либо лишаться земли.
Как пишет в исковом заявлении прокурор Жанибек Акбар, для земель Шортандинского района по нормативам на каждый гектар должно ежегодно вноситься 58,4 кг минеральных удобрений, тогда как фактически в 2014 году хозяйства района внесли в среднем 1,9 кг на гектар. То есть в 30 раз меньше! Для впечатлительных прокуроров эта цифра оказалась слишком уж подозрительной, хотя каждый агроном в Казахстане знает, что со времен распада СССР объемы внесения минеральных удобрений в почву сильно сократились по всей стране. Минсельхоз, дабы стимулировать аграриев, ежегодно субсидирует стоимость удобрений, но все равно количество вносимых удобрений 25 лет назад и сегодня просто несопоставимо. Боюсь предположить, но если наказывать всех фермеров сегодня из-за невыполнения этих нормативов – вся сельскохозяйственная отрасль рухнет в один момент, а суды погрязнут в разбирательствах.
Самым логичным, после принятия новых правил рационального использования земель, было бы проведение широкомасштабного обследования почв по всей стране, уже после этого, через 5-7 лет, ссылаясь на результаты сегодняшних исследований, государство могло бы наказывать фермеров за нерачительное использование земельных ресурсов. Иначе тыкать носом фермеров в нормативы советских времен и результаты обследования почв, проведенных до принятия Правил рационального использования земель, как-то не совсем логично. Хотя, о какой логике может идти речь, если государство требует поднять гумус в почве за 3 месяца – то, чего не смогли сделать за 25 лет! Это равносильно требованию перекопать эти же поля вручную с помощью одних вил, даже если этим займутся все контролирующие и проверяющие органы вместе взятые.
Добавить комментарий