Будет ли Китай брать казахстанский хлеб?

with Комментариев нет

Ситуация со строительством зернового терминала на казахско-китайской границе схожа с замкнутым кругом, считает глава СФК Ауезхан Даринов.


Главный фермер страны побывал в Хоргосе, где принял участие в бизнес-конференции по сотрудничеству и торговле между Китаем и Казахстаном.

В мае 2014 года, то есть больше года назад, в рамках официального визита президента Нурсултана Назарбаева в КНР, отечественный холдинг «КазАгро» подписал соглашение с китайской компанией COFKO (КОФКО) об импорте китайской стороной 100 000 тонн зерна. Однако, только 60 000 тонн из того объема были отправлены на экспорт, оставшиеся 40 000 тонн так и остались невостребованными. И это несмотря на то, что буквально в начале сентября уже 2015 года, глава государства и лидер КНР договорились об увеличении поставок зерна в Китай.

Причины, по которым экспорт казахстанского хлеба в Китай не спешит расти, несмотря на договоренности и поручения первых лиц, как раз-таки и обсуждали на упомянутой конференции:

— Основная проблема всем, я думаю, известна – разница в ширине колеи наших железных дорог и китайских. Из-за этого пшеницу приходится перегружать на границе. По нашим данным, расходы на перегрузку составляют 17 долларов США за 1 тонну. То есть конкурентоспособность казахстанского хлеба существенно снижается из-за этого, — говорит Даринов.

По словам главы СФК, перевозка зерна на территории КНР по требованию карантинной службы КНР осуществляется исключительно фасованной в мешки по 50 кг загруженных в крытые вагоны. В 2014 году была достигнута договоренность об экспорте казахстанской пшеницы насыпью в контейнерах. Однако, большинство казахстанских элеваторов технически не приспособлены к погрузке зерна в контейнеры и мешки, в тоже время некоторые китайские мукомольные предприятия в данное время способны принимать зерно в мешках, но не имеют возможности приемки зерна насыпью в контейнерах. Потому то остро стоит вопрос установки фасовочного оборудования на тех казахстанских элеваторах, откуда зерно идет в Китай. Но тут возникает другая проблема – неопределенность с объемами китайского импорта, то есть собственники элеваторов не знают, когда окупится установка такого оборудования и окупится ли вообще.

Аналогично, неопределенность по импорту уже многие годы мешает как казахстанским, так частным инвесторам Китая вложить средства в строительство зернового терминала для перевалки хлеба.

— Какой-то замкнутый круг получается. Насколько я понимаю, компания COFCO не видит экономической целесообразности в строительстве зернового терминала, так как экспорт пшеницы из РК нестабилен. Однако они готовы обсуждать строительство терминала после того, как экспорт казахстанской пшеницы достигнет порядка 500 000 тонн в год. Но к этим цифрам еще нужно дойти. Отмечу, что позиция данной компании в торговле Казахстана и Китая невозможно переоценить – по некоторым данным 90 процентов импорта зерна в Китай проходит именно через эту компанию, остальные 10 процентов на более мелкие компании, — отмечает Даринов.

По словам эксперта, строительство приграничного зернового терминала, на котором можно было бы совместить перевалку зерна с фасовкой его в мешки, намного упростило бы и удешевило импорт казахстанского хлеба для китайских потребителей. Однако компании, ранее проявившие интерес к участию в проекте, позже отказались от участия.

Сегодня строительство зернового терминала на казахстанско-китайской границе прорабатывается в рамках меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве, подписанного холдингом «КазАгро» и Китайской корпорацией инжиниринга «САМС». Строительство терминала предложено китайской стороной в комплексной бондовой зоне Алашанькоу на территории Китая. Корпорацией САМС изучается возможность ввоза на территорию данной бондовой зоны казахстанского зерна зерновозами и без применения режима импортных квот. При этом вновь возникают вопросы, без решения которых строительство терминала не будет иметь перспектив. В частности, необходимо рассмотреть возможность строительства ширококолейной железной дороги с территории Казахстана, до будущего зернового терминала; необходимо решить вопрос беспрепятственного проезда казахстанских вагонов-зерновозов по территории Китая до места расположения терминала в бондовой зоне, что в настоящее время противоречит пункту 4 Протокола между Министерством сельского хозяйства РК и Главным управлением надзора за качеством, инспекции и карантина (ГУНКИК) КНР по фитосанитарным требованиям. Поэтому необходимо рассмотреть возможность беспрепятственного ввоза казахстанского зерна на терминал с осуществлением фитосанитарного контроля непосредственно на территории бондовой зоны. И наконец, отмечают в СФК, ещё один основной вопрос – возможность ввоза казахстанского зерна на терминал без квот на его импорт в Китай. По мнению экспертов СФК, правильным было бы задействовать квотный режим только в случае вывоза зерна с территории терминала.

Добавить комментарий